Четырехдневная рабочая неделя в японской компании привела к массовому росту производительности труда
С начала 1950-х годов, когда Япония всерьез взялась за восстановление своей послевоенной экономики, немногие страны могли соперничать с ее, казалось бы, неутомимой рабочей традицией.
В то время как среднемировой показатель составляет около 40 часов в неделю, японские рабочие часто трудятся 80 или даже 100 часов.
И, к сожалению, это начинает проявляться. Эти заведомо долгие часы работы породили широко распространенную депрессию среди сотрудников — и даже уникальный японский феномен под названием karoshi , что буквально означает «смерть от работы».»
Вот почему недавний эксперимент одной компании прошёл в самое подходящее время. В августе Microsoft Japan фактически сократила рабочую неделю без сокращения зарплаты. В течение месяца сотрудникам были предоставлены выходные дни по пятницам. Идея заключалась в том, чтобы увидеть, могут ли более счастливые и здоровые сотрудники сделать больше … за меньшее время.
И сотрудники действительно превзошли ожидания. На самом деле, в течение этого месяца производительность труда работников, измеряемая тем, сколько было сделано продаж, улучшилась почти на 40%.
Как можно сделать больше за меньшее время?
Одним из ключевых факторов было сосредоточение внимания на более плотно проводимых собраниях компаний. В рамках эксперимента их урезали до 30 минут, а их количество резко сокращено. Укороченная рабочая неделя сделала время чуть более ценным — слишком ценным для планирования совещаний, встреч по решению проблем или тех сомнительно названных «стратегических сессий», которые каждая компания чрезмерно потворствует. Во всяком случае, обилие планерок показывает, что у начальников больше свободного времени, чем у сотрудников. В Microsoft Japan эта роскошь была убрана по всем направлениям.
Само собой разумеется, что, от сокращения рабочей недели, моральный дух персонала также получил толчок. В своем отчете Microsoft Japan отметила, что 92,1 процента сотрудников одобрили укороченную неделю.
Но сокращенная рабочая неделя все еще должна пройти долгий путь, прежде чем она изменит корпоративное мышление, которое уже давно двинулось в противоположном направлении, и не только в Японии. Часы работы в Великобритании и США также фактически увеличились с 2000-х годов.
Однако некоторые лидеры отрасли на самом деле хотят большего от своих сотрудников. Как и Джек Ма, соучредитель китайского интернет-магазина Alibaba, он недавно назвал 12-часовые рабочие дни — где персонал работает с 9 утра до 9 вечера, шесть дней в неделю — «благословением.»
Даже Microsoft Japan, хотя и воодушевленная своим успехом, не взяла на себя обязательство сделать четырехдневную рабочую неделю постоянной, хотя компания планирует попробовать ее снова следующим летом.
По крайней мере, этот процесс дает надежду тем, кто все еще пытается создать некоторое подобие баланса между работой и личной жизнью.
В Microsoft Japan эти трехдневные выходные дни привели к реальному снижению затрат: на 58,7% было напечатано меньше страниц, на 23,1% меньше использовалось электричества, и сотрудники, что неудивительно, брали меньше отгулов в течение месяца. Это деньги в карман компании.